Группа SmartMarketing провела уникальное исследование российского рынка карманных ПК (КПК) и представила прогноз объема продаж на 2002 года…
Основная тенденция развития сектора определяется повышенными ожиданиями от продаж в IV квартале 2002 года. Что означают «повышенные ожидания от продаж» в IV квартале 2002 года? Неужели здесь имеются в виду рождественские продажи, которые по обычной статистике в 2-3 раза перекрывают среднегодовые? В таком случае почему их именуют основной тенденцией развития сектора? Вероятно здесь какая-то ошибка. Позвольте с этим не согласиться. Если основная тенденция и есть, то она в чем-то другом, но об этом позже. Покупатели начинают активнее интересоваться этой категорией продукции, ожидаемый резкий рост продаж в IV квартале 2002 года связан с естественными процессами роста, обуславливаемыми техническим прогрессом, процессами диверсификации продуктовых семейств, снижением цен и другими моментами. Наряду с этим на рынке имеется значительный по величине отложенный спрос, благодаря чему, по оценкам группы SmartMarketing, с вероятностью 85% объем продаж может превысить планку в 100 000 штук. Оценка в 100 000 устройств в год кажется нам сильно завышенной. Наш прогноз – от 40 до 50 тысяч устройств в год по России. Наши выводы основываются на точной информации о наших продажах, приблизительной информации о нашей доле рынка, полученной от производителей КПК, и на косвенной информации о размере «серого» ввоза. Если оценка в 100 000 устройств относится не к России, а к СНГ, это дела сильно не меняет, поскольку рынок КПК в остальных странах СНГ вместе взятых раз в 10 меньше российского. В соответствии с ожиданиями, с вероятностью 78%, 27% объемов продаж придется на IV квартал. Это утверждение лишено смысла. Объяснимся. Если указывается вероятность события (78%), то этому событию может соответствовать только попадание непрерывного параметра в некоторый интервал (например, 27-30%%). Таким образом, получаем, что вероятность того, что объем продаж будет точно равен 27% не может отличаться от нуля. (См. учебники по теории вероятности.) По итогам IV квартала 2002 года лидером по рыночной доле останутся КПК платформы Palm, с вероятностью более 80% на них придется 45% рынка. Семейства PocketPC с вероятностью более 80% займут 40% рынка, Casio Pocket Viewer - 10% (с вероятностью более 80%), Nokia 9210 - 3% и Psion - 2%. Информация об объемах продаж по итогам 2002 года с учетом ценовых планок приводится в полной версии отчета группы SmartMarketing. Повторимся, что упоминаемые вероятности исполнения такого прогноза просто лишены смысла. Однако, сами оценки за небольшим исключением почти совпадают с нашими цифрами, регулярно публикуемыми на www.hpc.ru. Существенное отличие только в том, что КПК Casio Pocket Viewer никак не может принадлежать 10%. Эти модели уже давно не производятся, и в 2002 году в Россию не поставлялись. На прилавках магазинов, действительно, «зависло» некоторое количество этих устройств, но продаваться они не спешат, поскольку после появления на рынке Casio Cassiopeia BE-300 совершенно не выдерживают конкуренции. По нашим оценкам к середине 2002 года картина захвата российского рынка операционными системами выглядела примерно следующим образом:
Наиболее перспективные модели
С вероятностью более 60% по объемам продаж в своих сегментах будут лидировать следующие модели и семейства:
- Семейство Sony CLIE, популярность которого обусловлена как репутацией марки Sony, так и выдающимися техническими характеристиками устройств серии CLIE при сравнении с устройствами других производителей Palm, включая оригинальные модели Palm. Свой вклад внесет и широта продуктовой линейки, а также широкий диапазон ценовых предложений в этом сегменте. Факторы риска для устройств этой группы связаны с ценовыми показателями конкурирующих моделей устройств PocketPC. С вероятностью более 80%, на долю семейства CLIE придется до 68% продаж всех устройств Palm. С последней фразой можно не спорить, если понимать ее формально. Наша оценка доли семейства CLIE среди PalmOS устройств составляет 25-27%, что, строго говоря, тоже до 68%. Активность Sony очень высока, но зачислять ее в лидеры этого сектора рынка пока преждевременно. Дело в том, что до сих пор все поставки Sony Clie в Россию идут через американских и европейских дистрибуторов. Российский офис Sony эти продукты не поддерживает. Фирменные сервис-центры Sony устройства CLIE не обслуживают, деньги на маркетинговые цели не выделяются. Все это сильно ограничивает перспективы этих КПК на российском рынке и в 2002 году эта ситуация, видимо, не изменится.
Наименее перспективные модели
С вероятностью более 50% следующие модели имеют шанс потерять свои рыночные позиции:
- iPAQ 3800/3900. Основной фактор риска, создающий тенденцию, негативно влияющую на объем продаж HP iPAQ в IV квартале 2002 года обусловлен выпадением этих моделей из ценовой ниши, заданной их техническим оснащением. Традиционная, сильная сторона iPAQ, заключающаяся в высококачественном экране на базе технологий reflective TFT (в моделях 3800) и transflective TFT (3900) не компенсирует ценовой разрыв в $280-320, особенно учитывая возросшую конкурентность сегмента. По данным МакЦентра, HP iPAQ - абсолютный лидер рынка 2002 года, посему считать эту модель неперспективной ошибочно. Модель H3970 продается в рознице за 700 долларов, что всего на 40-60 долларов дороже ближайших конкурентов - Toshiba e740 и Pocket Loox. Ценовой разрыв в 280-320 существует только, если сравнивать iPAQ H3970 с RoverPC P6, но такое смелое сравнение мало кому приходит на ум. По нашим данным, доля iPAQ среди WindowsCE устройств близка к 55%. По не cовсем ясной причине в исследовании не были упомянуты другие модели, весьма заметные на рынке: Cassiopeia E-200, Сassiopeia BE-300, Mitac Mio 528 и NEC Mobile Pro P300E. BE-300 монопольно занимает нишу low-end, поскольку другой сходный по характеристикам КПК за 200 долларов купить невозможно. Остальные три вышеперечисленные модели обладают сходными характериститками и вместе могут претендовать на 15-20% рынка WindowsCE устройств. Приведённый отчёт исследовательской группы SmartMarket мы получили в краткой форме в бесплатной рассылке. Полностью его можно увидеть здесь. Дополнительную информацию (видимо, не бесплатно) можно получить, связавшись с экспертами по адресу: info@smartmarketing.ru. Поскольку обсуждаемые цифры всегда несут в себе большую степень субъективизма, мы будем очень рады, если другие специалисты также поделятся своей информацией по затронутым вопросам. Более подробно с ситуацией на российском рынке КПК, тенденциями его развития и прогнозами от МакЦентра можно познакомиться в репортаже с нашей пресс-конференции, прошедшей на прошлой неделе. Авторы, перевод:
Дмитрий Хавжу