Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS

Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS
Абонентские терминалы, совершенствуясь и видоизменяясь, завершают первый этап своего развития — "голосовой". Вместе со всей индустрией мобильной связи этот сектор вступает в эпоху "данных". Изменения, происходящие в инфраструктуре систем мобильной связи, и как результат новые услуги и возможности, не могли не отразиться на тех тенденциях, которые все четче просматриваются в облике абонентских терминалов. Технология GPRS — первый шаг в этом направлении — начинает оказывать определенное влияние на разработчиков абонентских терминалов.

Рекорды и разочарования

Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS
Рынок абонентских терминалов (АТ) в последние годы развивался бурно, и, казалось, тенденции роста, предсказываемого такими авторитетными экспертами, как Сар Gemini Ernst&Young Telecom, сохранятся. Однако намечавшийся на 2000 год объем продаж АТ в 560 млн реализован не был. По оценкам этого же агентства, реальный объем продаж составил 430—450 млн. Несмотря на рекорд, а приведенная цифра абсолютный рекорд за всю историю мобильной связи, завершившийся год оказался для лидеров не очень успешным. В первую очередь это относится к Ericsson, который не смог достигнуть положительных показателей, хотя продал 43,3 млн абонентских терминалов. На основании этого Ericsson принял радикальное решение: полностью передать производство мобильных телефонов третьим компаниям — своим партнерам. Следует отметить, что для ряда производителей, в первую очередь Panasonic и Siemens, год оказался успешным — соответственно 21,5 и 20,5 млн (по данным Strategis Groups). Анализируя количественные показатели, для "голосовых" АТ в ближайшие 2—3 года разумно прогнозировать стабилизацию рынка на фоне некоторого спада. Массовые продажи моделей, поддерживающих технологию GPRS, начнутся только в 2002 г. (30—40 млн Durlacher Research). По оценке лондонской компании Ovum, в ближайшие 2—3 года мировой объем продаж этих моделей составит 500—600 млн.

Больше мобильников хороших и разных

Если говорить о качественных тенденциях, то прежде всего следует выделить насыщение сложными функциями недорогих моделей, ориентированных на массового пользователя. То, что еще вчера можно было встретить в моделях бизнес-класса, сегодня производители предлагают в простых моделях. Наиболее яркий пример — Philips Savvy DB. В этом аппарате есть и голосовой набор, и вибровызов. Таким образом, новые и услуги и возможности становятся доступными владельцам недорогих моделей, демонстрируя изменения, происходящие в инфраструктуре систем мобильной связи. Конференц-связь, голосовая почта, не говоря о SMS, все это доступно большинству абонентов.
Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS
Объяснение найти несложно. Именно массовые объемы производства снизили себестоимость и позволили предложить широкому кругу абонентов аккумуляторы типа Li-Ion, возможность подключения комплекта Hands-Free и расширенные функциональные возможности. Другой фактор — использование производителями в моделях различного класса стандартного набора микросхем (chipset). Так, Siemens в моделях 35-й серии использует набор E-Gold компании Infineon. При этом модели старшего класса имеют расширенные возможности в основном благодаря более развитому программному обеспечению. Практически все производители в моделях бизнес-класса обеспечили поддержку технологии WAP, которая, однако, пока не столь востребована, как это предрекали мои собратья по цеху год назад. Правда, сегодня они бросились в другую крайность, хороня технологию, смысл и назначение которой для большинства комментаторов остались неразгаданными (см. "Модус", №131, "WAP вчера, сегодня, завтра").
Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS
Подводя итоги и оценивая пути и тенденции развития, можно констатировать, что пик увлечения миниатюризацией остался позади — 2000 год подвел черту и определил оптимальные габариты для "голосовых" АТ. Кому-то из производителей изменило чувство меры, и рынку были предложены изделия, вошедшие в категорию "женских". Такие аппараты имели минимальные габариты, но набор номера, не говоря о наборе текста для SMS-сообщения, были под силу лишь перстам лучшей половины человечества. Многие аналитики в начале 2000 г. предсказывали бурный рост рынка АТ с функциями карманных ПК, т.н. коммуникаторов и смартфонов. От слов к делу первыми перешли Ericsson и Nokia. Шведский концерн предложил модель R380 на базе операционной системы Symbian, а финский — модель 9210 (ОС EPOC 6.0, Symbian), дальнейшее развитие модельного ряда Nokia 9ххх. Здесь же стоит упомянуть и новинку, представленную Motorola. Конструктивно коммуникатор V100 решен как классический карманный клавиатурный компьютер с полнофункциональной клавиатурой QWERTY и информативным экраном (активный размер 45х28 мм). Для работы в режиме телефона к аппарату необходимо подключить гарнитуру (наушник с микрофоном входят в комплект поставки). По последовательному интерфейсу V100 можно подключить к ПК. V100 ориентирован, в основном, на европейский рынок и позиционируется компанией как устройство для молодежи. Именно эта аудитория наиболее активно использует услугу SMS.
Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS
Если рост рынка АТ происходит за счет рекрутов армии индивидуальных абонентов, то коммуникаторы и смартфоны должны привлечь любителей карманных ПК. Рынок последних растет достаточно активно, по данным IDC, объем продаж за 2000 г. составил 16 млн штук. Поэтому перспективы рынка аппаратов двойного назначения сомнений не вызывают, тем более что наличие экрана приемлемых для работы с Интернетом размеров и предстоящий рост скорости передачи данных в сетях могут стать определяющими аргументами. Одна из тенденций, наметившихся в прошлом году, — расширение возможностей телефона как такового. Если вчера, рассматривая модельный ряд той или иной компании, можно было говорить только о голосовой связи и очень редко о приеме/передаче данных (при использовании АТ в качестве GSM-модема), то сегодня картина начинает меняться. Можно всерьез говорить о конвергенции сотового телефона и различных устройств. Производители расширили возможности аппаратуры и предлагают абонентам аппараты, обеспечивающие прием/передачу данных/факсов, работу с электронной почтой, подключение к сети Интернет на базе технологии WAP. Ряд моделей позволяет прослушивать МР3-файлы, определять свое местоположение (GPS) и даже просматривать видео. Компания Samsung, например, продемонстрировала модель SGH-M100. Это двухдиапазонный (GSM-900/1800) телефон, который имеет память 32 Мб и встроенный МР3 стереоплеер с временем воспроизведения до 25 мин. И это при весе 97 г! Аппарат также имеет порт IrDA или может быть подключен к ПК по последовательному интерфейсу. Еще один вариант применения мобильного телефона предлагает Siemens. Модель SL45 — двухдиапазонный аппарат (GSM 900|1800) класса люкс. Особенность модели — возможность подключения внешней карты памяти типа MMCard, которая расширяет ее функциональные возможности. В комплекте c аппаратом вы получаете 32 Мб карту и стереонаушники. Предварительно записав любимые мелодии в формате МР3 на карту, можно прослушивать стереозапись в течение 35 минут с качеством CD. MM Card также может быть использована в качестве памяти диктофона, встроенного в SL45. Ее объема достаточно для записи разговоров длительностью до 5 часов.
Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS
Другая интересная новинка у компании Benefon. Модель ESQ! — поистине навигационный телефон. Помимо многих возможностей двухдиапазонного GSM аппарата он определяет местоположение абонента, а также скорость перемещения, направление, пробег (система глобального позиционирования GPS, 12-канальный приемник). Большой графический дисплей (160x100 pix.) обеспечивает вывод до 20 строк текста или индикацию местоположения абонента на карте местности, которая предварительно вводится в телефон с ПК по последовательному интерфейсу. На этой же карте появляется индикатор, обозначающий местоположение разыскиваемого вами абонента сотовой сети. Аналогичный аппарат представила компания GARMIN, специализирующаяся на решениях в области систем GPS. Она анонсировала новое устройство NavTalk II — GSM-трубка с большим графическим экраном и встроенный GPS-приемник.

Экспансия GPRS и консерватизм рынка

Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS
Какие АТ будут предлагаться абоненту в будущем и по каким параметрам он будет их выбирать? Какие параметры покупатель оценит завтра, кроме цены, веса и времени работы без подзарядки? Для абонентов, приобретающих новый телефон в 2001—2002 гг., на первый план могут выйти размер и тип экрана (большой, цветной), многостандартность, например CDMA/AMPS; возможность подключения клавиатуры QWERTY по аналогии с карманными ПК. Как уже говорилось выше, возможен бурный расцвет рынка смартфонов либо коммуникаторов. Думается, этот класс АТ будет преобладать на корпоративном рынке, но индивидуальный абонент пока ориентирован на простые и недорогие модели. Довольно спорное мнение высказал региональный менеджер компании Pyramid Group Дэниель Торрас: он предполагает, что в будущем границы между сотовыми телефонами, смартфонами и карманными ПК будут размываться. Но достаточно сравнить армию абонентов, использующих сотовый телефон не для делового общения, и число пользователей, использующих его "по работе". Эти две группы по размерам просто несопоставимы, так как кроме всего прочего телефон позволяет удовлетворить одну из основных интеллектуальных потребностей человека — возможность общения. Сомнительно, чтобы корпоративный сектор стал доминирующим на рынке АТ. Повернется ли рынок к услугам (читай — к моделям), базирующимся на технологии GPRS? Действительно, широкое внедрение пакетной передачи данных начнется не сегодня-завтра, но язык не поворачивается утверждать, что АТ, поддерживающие данную технологию, будут раскупаться, как горячие пирожки. Захочет ли большинство абонентов или хотя бы каждый третий в буквальном смысле выбросить свой аппарат и приобрести новый.1 Пока можно констатировать отсутствие интереса абонентов к модернизации аппаратуры. Консалтинговая компания Yankee Group прогнозирует, что средняя цена АТ с поддержкой GPRS в конце 2001 г. составит $200—230 при прогнозируемой средней цене на стандартный телефон $120—140. Если предположить, что эти прогнозы сбудутся, то такое предложение для определенного сектора рынка будет привлекательным. Гораздо увереннее можно говорить о благоприятных перспективах GSM-GPRS модемов в формате PC card либо CompactFlash (для ноутбуков и карманных ПК). Благодаря им Интернет становится поистине мобильным, а доступ к корпоративным приложениям как эффективным, так и безопасным. По мнению Мартина Кампиша, директора европейского отделения Motorola по работе с потребительским сектором, именно этот класс GPRS-устройств может оказаться в ближайшие годы наиболее востребованным. Например, компания Option на выставке CeBit в Ганновере представила Globe Trotter, GPRS-модем в формате PC-Card для сетей GSM 900/1800/1900. Модем предоставляет высокоскоростной доступ в Интернет c любого портативного компьютера, оборудованного слотом PC-Card Type II и работающего под управлением операционной системы MS Windows 98/2000. Аналогичное устройство — GPRS-модем CreditCard анонсировала компания Xircom. Он обеспечивает голосовую связь, обмен SMS-сообщениями и обмен данными. Кроме GPRS последние два года на слуху и другая модная технология — Bluetooth. Она должна обеспечить беспроводную связь всей электронной аппаратуры в офисе или дома. Маркетологи многих компаний посчитали, что пора встраивать модули Bluetooth и в сотовые телефоны. Однако в данном случае Bluetooth будет следовать в фарватере GPRS. Получив информацию, ее можно оперативно ввести в свой ПК или распечатать. Очевидно, что ПК и принтер также должны иметь модули Bluetooth. Поэтому для начала широкого внедрения этой технологии должно быть выполнено два условия. Необходимое — развитие сетей мобильной связи с поддержкой GPRS, достаточное — активный выпуск модулей Bluetooth, встроенных в офисную и бытовую технику. Так, Toshiba и 3COM уже объявили о выпуске модулей Bluetooth в формате PC-card. Не отстают и производители АТ. Ericsson анонсировала модель Т39 (GSM 900/1800), а Motorola — Timeport 270 (CDMA). Однако 2001 год, скорее всего, станет обильным на новинки, нежели будет годом начала массового выпуска моделей с поддержкой Bluetooth.

Особый путь

Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS
Для России АТ с поддержкой GPRS могут оказаться той палочкой-выручалочкой, которая способна частично решить проблему последней мили российского телекоммуникационного бездорожья. Стоит признать, что эта проблема — одно из ключевых препятствий на пути проникновения Интернета в Россию (Москва и 5—7 крупных городов не в счет). Поэтому операторы сотовой связи, возможно, сами того не осознавая, могут помочь индивидуальному абоненту. Во-первых, это доступ к Сети в небольших населенных пунктах. Какова сегодня реальная скорость доступа в режиме dial-up в пригородах Москвы, тех же Пушкино или Голицино, большинство читателей представляют. С удалением от столицы качество доступа ухудшается по экспоненте. И это в Подмосковье, говорить об Интернете в более удаленных регионах можно только в сослагательном наклонении. Во-вторых, компании сотовой связи предлагают свою инфраструктуру для организации корпоративных информационных систем с распределенными источниками информации. Подключив терминалы фиксированного доступа2 или GSM-GPRS-модемы, организация сможет в течение 2—3 дней ввести в эксплуатацию эффективную систему обмена данными. Таким образом, сегодня у российских операторов сотовой связи появляется перспектива составить конкуренцию интернет-провайдерам. И основной аргумент в пользу этого — GPRS. Если маркетологи-сотовики осознают, какой инструмент попадает им в руки, начнется реальное шествие Интернета по российским просторам. Очевидно, что даже цена не остановит армию страждущих — в российской провинции для индивидуальных абонентов альтернативы пока не предвидится.

Сегментация рынка и новые игроки

Для всей индустрии сотовой связи и для сегмента АТ в частности переход на технологию GPRS даже больше чем этап — происходит качественный скачок, когда доставка информации абоненту по своему значению сопоставима с голосовой связью. Поэтому первый вопрос, который стоит перед производителями АТ: какова должна быть доля аппаратов с поддержкой GPRS в общем объеме производства? По данным ARC Group, до конца 2001 г. 85% европейских операторов начнут предоставлять услуги пакетной передачи. С учетом прогноза Durlacher Research в Европе услугами сетей с поддержкой GPRS в 2002 г. воспользуется 25—30 млн абонентов. Предполагая, что рынок будет поделен поровну между GPRS-модемами и непосредственно GPRS-терминалами, можно оценить реальный объем продаж. Несмотря на стабилизацию рынка АТ, лидеры твердотельной технологии Texas Instruments и Analog Devices уже анонсировали интегрированные кристаллы для мобильных телефонов поколения 2,5G. Однако производители не склонны форсировать ситуацию. Так, по заявлению исполнительного директора Nokia Джорма Оллила, выпуск телефона с поддержкой GPRS переносится со второго квартала, по меньшей мере, на третий. Поставки модели Ericsson R520m, впервые представленной еще летом 2000 г., до сих пор не начались. Возможно, читатель вспомнит ситуацию, которая возникла в середине 90-х, когда растущий спрос на АТ не был удовлетворен, из-за чего операторы теряли и в количестве подключений, и в объеме трафика. Но, по мнению аналитика Pyramid Group Дэниэля Торреса, сегодня разумнее "недосолить", поскольку предсказать начало миграции к новой технологии практически невозможно. Вероятно, сравнение с ситуацией середины 90-х не столь уместно, т.к. кардинально изменились условия игры: увеличилось число операторов, плотнее стали ряды производителей. Последнее — одно из характерных явлений 2000 года.
Абонентские терминалы вступают в эпоху GPRS
Появление новых игроков на этом рынке не случайно. Стремительный рост числа абонентов (читай — увеличение объемов продаж и практическая возможность развернуть массовое производство, всегда суперрентабельное) — вот аргумент, который привлекает как акул бытовой электроники (Kenwood, Mitsubishi), так и вновь создаваемые компании, в основном, из Китая и Юго-Восточной Азии. Например, компания Sendo вывела на европейский рынок двухдиапазонную (GSM 900/1800) модель бизнес-класса D800. По зявлению вице-президента Sendo Лео Бурхоу, компания гарантирует поставку аппаратов заказчику в течение 72 часов, тогда так крупные производители выполняют заказ в течение 2—4 недель. Такая агрессивная политика добавит головной боли крупным производителям, явно не удовлетворенным итогами продаж последних кварталов. Один из интересных аспектов — определение регионов, наиболее заинтересованных в АТ и услугах такого класса. По мнению того же Дэниэля Торреса, наиболее вероятен прорыв в Северной Европе и Юго-Восточной Азии, где выделяются четыре тигра: Гонконг, Корея, Сингапур и Тайвань. Не случайно, что и новые производители в основном родом из того же региона. Правда, Торрес предполагает, что многое, если не все, будет зависеть от операторов, контент-провайдеров и разработчиков приложений, которые призваны предложить потребителю конкретные услуги, нацеленные на доставку информации. В качестве примера можно вспомнить ситуацию, возникшую год назад с технологией WAP. Именно отсутствие конкретных услуг и ошибочное смещение акцентов от корпоративных абонентов к индивидуальным загнало операторов чуть ли не в тупик. Уроки WAP, вероятно, приведут операторов к выводу о первоочередности задачи разработки приложений. Для того чтобы убедить абонента в эффективности услуги доставки информации, потребуются значительные усилия. Для изготовителей терминалов уроки WAP также должны стать предметом обсуждения. Требования к параметрам дисплея, длительности работы в режиме ожидания и ряду других характеристик должны формулироваться с учетом особенностей как технологии GPRS, так и той информации, которая будет доставляться абоненту. Например, режим ожидания при подключении по технологии GPRS существенно отличается от аналогичного режима для стандарта GSM, т.к. соединение постоянное, расход энергии будет несколько выше и аккумулятор должен иметь повышенную емкость. Если говорить о сегментации рынка, то один из его значимых секторов — это молодежь. Именно она может востребовать новинки АТ, которые будут созданы на волне GPRS-3G. Здесь лакмусовой бумажкой станет упомянутая выше модель V100 компании Motorola. Если симбиоз карманного ПК с наушниками и микрофоном оценят любители SMS, а именно молодежь, по оценкам Gather Group, обеспечивает более 80% трафика коротких сообщений, тогда перспективы аппаратуры этого типа более чем благоприятные. Пока же аналитики строят прогнозы. Так, в отчете Yankee Group указывается, что определяющими будут II—III кварталы будущего года — тогда спрос на АТ с поддержкой GPRS начнет резко расти. Однако как будут выглядеть такие аппараты, каковы будут их параметры — об этом никто не решается говорить точно. По крайней мере, сегодня, по мнению Ричарда Даффи, менеджера ARC Group, трудно сказать, насколько будет велик интерес абонентов к цветным дисплеям, процессорам повышенной мощности и другим узлам АТ с поддержкой GPRS. По-видимому, облик АТ начнут формировать именно популярные приложения. Например, возможность доставки мультимедийного контента (аудио/видео) создает привлекательный сегмент. Так, АТ МР3 плеер Samsung SGH-M100 нуждается в предварительной загрузке любимой песни. При использовании GPRS любую мелодию с помощью того же WAP-терминала можно найти и загрузить в реальном времени. Конечно, видеоконференция на основе GPRS пока маловероятна — на первом этапе реальная скорость 30—40 Кбит/с явно недостаточна. Но размер и качество изображения на экране смартфона/коммуникатора, в принципе, вполне приемлемы для такого приложения. Остается добавить громкую связь и видеокамеру, предлагаемую сегодня для карманных ПК, например, типа Casio JK-710DC, и организация видеоконференции становится вполне реальной. Еще более расширяются возможности корпоративных приложений. Система видеонаблюдения позволит контролировать на экране смартфона и охраняемую зону в целом, и каждый конкретный участок. В медицинском учреждении из базы данных результаты ультразвукового или рентгенографического обследования пациента могут быть переданы на экран того же смартфона, находящегося в руках врача, приехавшего на вызов к больному домой. Однако же популярность таких моделей во многом будет определяться их ценой. Скорее всего, 2001 год не станет прорывом в распространении АТ с поддержкой GPRS, а вендорам и операторам придется смириться с тем, что аппараты сложны в управлении, перегружены техническими новинками и большинству абонентов пока не нужны. Как говорится, каждому овощу свое время... Источники, материалы: